ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА ЮЖНОМ БАЙКАЛЕ

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА /КБЖД/

Такого места больше нет на Байкале — на нем нет уклонов, и от самого начала, 156-го километра до порта и станции Байкал на 73-м километре, путник теоретически не поднимается ни на один метр. Именно об этом участке сказал иркутянин Л. Тайменей в путевых заметках «Несколько спев о Сибирской железной дороге», опубликованных в журнале «Природа и люди» в Петербурге в 1890 году: «По нашему глубокому, незыблемому убеждению, Сибирская железная дорога — это несокрушимый памятник культуры 19-го века, это проявление русского национального величия, это исполнение нравственного долга современников перед лицом грядущих поколений, это одна из лучших страниц современной русской истории, это вступление на порог двадцатого столетия».Как ни удивительно, туристский бум на этом отрезке Кругобайкальской железной дороги начался лишь после ее «открытия» рядом газетных публикаций в иркутских областных газетах в семидесятые годы. Отчасти это связано с развитием скалолазания на берегах Байкала.

Раньше это был самый экзотический участок Транссиба лишь для пассажиров поездов, особенно следующих на восток, для которых на станции Байкал священное озеро распахивалось вдруг и сразу, во всей своей исполинской красоте и мощи. Еще бы, такое до сих пор вряд ли где увидишь не только у нас, но и за рубежом: с одной стороны вздыбленные аквамариновые валы прибоя буквально лижут вагонные колёса, с противоположной, как ни пытайся, не увидишь из окна верхушки скального обрыва. А поезд то и дело нырял во мрак бесконечных тоннелей, на коротких остановках на многочисленных полустанках шла бойкая торговля не менее экзотическим омулем «с душком»

.Строитель, пришедший сюда в 1899 году долиной Ангары, встретил необыкновенные технические трудности, Олхинское плато на протяжении всего участка стенообразно обрывается здесь в озеро, берег в значительной степени сохранил свой тектонический рельеф. Сложенный очень прочными кристаллическими породами — гранитами, гнейсами, кристаллическими сланцами,— он сравнительно мало подвергся изменениям за миллионы лет, по конфигурации мало изрезан и практически не имеет глубоких и удобных бухт для приема и отстоя судов. Тем не менее суровые климатические условия, которые способствуют интенсивным процессам физического выветривания, высокая сейсмическая активность благоприятствуют развитию скальных обвалов и осыпей.Вот почему линию пришлось прокладывать на вырубленных в скальных склонах полках, порой с укреплением каменной облицовкой нагорных откосов на большую высоту. Зачастую это требовало такого значительного объема работ, что трассу было выгоднее уложить на насыпях с применением подпорных стен большой высоты, порой на мостах через бухты и пади, а чаще всего приходилось возводить эти сооружения в комбинации. Нередко строительство тоннеля было единственным выходом (трасса создавалась с двух концов). Их строили сразу под два пути, применяя облицовку из естественного камня, и сегодня циркульные своды порталов тоннелей с замковыми камнями, на которых навечно начертаны даты постройки, поражают тщательностью отделки и красотой, слитой в гармонии с окружающей дикой природой. Много хлопот доставляли места прохода камнепадов — полотно дороги защищалось тогда железобетонными или каменной клади галереями. Была учтена и разрушающая работа волн — волноломы, волнобойные стены повторяют очертания берега почти на всем протяжении.Иногда не только в одном месте — в одном разрезе!— пришлось построить до десяти сооружений. Именно такое место есть перед станцией Маритуй: водоотток нужно было провести над сооружениями и отвести к Байкалу, однако сделать это на обрыве непросто,

И сегодня когда подходишь со стороны порта Байкал к этой блестяще с инженерном точки зрения воплощенной в камне и бетоне головоломке, с невольным восхищением прослеживаешь путь ручья: высоко наверху, где не то что разместить строительные конструкции, материалы и механизмы —стоять, кажется, негде — его направили в бетонный быстроток, затем он попал в каменный водобойный колодец, откуда за порталом тоннеля был заключен в лотковый быстроток, затем помещен в канал, а так как на пути оказались высокая подпорная, а затем волнобойная стены, его пришлось провести над ними в консольном железобетонном водосбросе.Особенно сложно было подыскать места для строительства станций — площадка для размещения земляного полотна требует не одного десятка метров ширины, необходимое пространство приходилось отвоевывать взрывными работами. И все-таки все станции пришлось при этом сооружать, в целях экономии материальных и людских ресурсов, на кривых. Впрочем, что здесь удивительного — протяженность всех кривых на участке составила 50,5 процента! В железнодорожном проектировании принято считать, что если на один километр пути приходится четыре инженерных (искусственных) сооружения, то дорога прокладывается в горных условиях. Видимо, при желании можно определить, сколько же их построено на кругобайкальском участке, но по некоторым причинам вряд ли это возможно.

Во-первых, надо сказать, что дорога, если иметь в виду возведение многочисленных эксплуатационных сооружений и, прежде всего, волнозащитных устройств, продолжает строиться и сейчас. А в связи с затоплением участка Транссиба по левому берегу Ангары от Иркутска до станции Байкал в 1957 году железнодорожное сообщение было переведено на перевальный электрифицированный участок через станции Гончарово, Большой Луг, Подкаменная, Андриановская и Ангасолка. Из-за резкого сокращения грузо-пассажирских перевозок отпала надобность в одном пути. Его разобрали, чтобы сократить эксплуатационные затраты, началась ликвидация зданий и сооружений. По сохранившемуся пути два раза в сутки проходит сборный грузо-пассажирский состав (из Слюдянки до порта Байкал и обратно). Во-вторых, практический интерес для современника представляют эстетически привлекательные объекты, к которым, естественно, трудно отнести выемки и насыпи. Так как мосты строились в разное время и вначале под один путь, то они отличаются не только по материалу, но и конструктивно — например, если первый мост был каменным арочным, то позже он исполнялся уже в железобетонном варианте или с применением металлических пролетных строений. Кроме того, по разобранному пути пролетные строения либо пришли в негодность, либо сняты. При этом не учитывались земляные и выемочные объекты, эксплуатационные (связи, сигнализации, экипировки, жилье и пр.), мелкие объекты — укрепления откосов земляного полотна каменной выкладкой, мощения. В итоге, с оговоркой на возможные пропуски, отсутствие классификации сооружений по видам (к примеру, только тоннелей общей протяженностью 6,95 км построено 43— по одному на каждые 2 км пути), их получилось 424, фактически 5 штук на один километр! Таким образом, к началу двадцать первого века истосковавшийся по природе человек вдруг получил в одном из красивейших уголков Байкала грандиозный музей русской инженерно-технической мысли и в силу благоприятных условий — уникальную базу для развития отдыха и туризма.

 

ТЕПЛЫЕ ОЗЕРА

За Байкальском дорога отходит в глубь берега, и Байкал из окон автомобиля виден реже. Перед мостом через р. Снежную, на левом берегу реки (183 км), можно свернуть к живописным лесным озерам (5 км от тракта, 7 км от озера Байкал). Летом здесь не протолкнуться: кроме отдыхающих на туристической базе, к Теплым озерам приезжает большое количество туристов на автомобилях с палатками, и весь берег реки Снежной представляет собой один большой тентовый балаган.

Природа щедро одарила эти места: заснеженные пики гор, голубые озера среди девственной тайги и горные реки с водопадами, причем ко всему этому удовольствию можно подъехать на машине практически вплотную. Узкая асфальтированная дорога, больше похожая на парковую аллею, проходит сквозь густой смешанный лес, характерной особенностью его являются могучие черные реликтовые тополя, ствол которых смогут обхватить только четыре-пять человек. Осмотреть их можно, не выходя из машины, они растут прямо на обочине. Ботаники отмечают небывалую концентрацию реликтовых растений в этой местности – их количество превышает 40 наименований.

Популярные среди отдыхающих Теплые озера находятся в густом лесу у подножия гор. За Изумрудным озером выделяется правильная пирамидальная гора, густо заросшая лесом до самой вершины, под названием Шапка Мономаха, она особенно живописна осенью в разноцветном убранстве листьев. Летом вода в озерах хорошо прогревается, до +28 °C, поэтому их называют Теплыми; зимой все они замерзают. Считается, что в озерах существуют подводные теплые источники, за счет которых подогревается вода. Все 3 озера между собой и рекой Снежной никак не связаны. Химический состав воды в них абсолютно разный – это еще одна загадка этих озер. На берегу самого крупного из них – Изумрудного находится турбаза «Снежная», работающая круглый год. Озеро Изумрудное, самое большое в группе Теплых озер, имеет глубину более 47 м. В нем водятся окунь, щука, карп. Наиболее удачливые рыбаки, случается, ловят карпов весом до 10 кг, но обычно клюют окуни. Старожилы рассказывают, что за год один рыбак ловит больше 500 окуней. Зимой на озере – великолепная подледная рыбалка. Рядом находится озеро Сказка, глубиной 10–60 м, в нем также водятся окуни и карпы. В реке Снежной – хариус, ленок и таймень.

Самое притягательное в этих озерах для отдыхающих, однако, не рыбалка, а теплая вода, позволяющая вдоволь накупаться. Встретить на Байкале места, где вода прогревается до подобных температур, – большая редкость. Плюс к этому безусловная живописность местности и возможность по хорошим тропам обойти все озера и прогуляться по долине реки Снежной. Зимой на склонах Хамар-Дабана накапливается глубокий снег, что позволяет осуществлять увлекательные лыжные прогулки и походы на снегоходах. В долине реки Снежной прокладывается лыжня. На снегоходе можно за день доехать к водопаду на Снежной (26 км). Зимой он представляет живописное зрелище: 3 каскада по 2–3 м каждый с замерзшей наледью и вертикальными ледяными стенками. Кроме водопада на реке Снежной, к которому летом можно подойти по узкому каньону только в малую воду, популярны экскурсии к водопадам на реке Громотухе, к водопаду Сказка и к Соболиным озерам.

Озеро Теплое, самое меньшее из трех Теплых, расположено у подножия горы Шапка Мономаха, за горой Верблюжьей южнее озера Изумрудного, к нему ведет хорошая тропа, по которой мимо озера можно выйти в долину р. Снежной. Озеро Теплое, глубиной 20 м, имеет топкие торфянистые берега, смешанный лес подходит к самой кромке воды; перебираясь с кочки на кочку, можно выйти на самый край топкого берега. Зимой оно полностью промерзает, и поэтому в нем не водится рыба. Болотистые торфянистые берега в сочетании с легким содержанием радона в воде озера дали ему еще одно, менее распространенное название – Мертвое. Берега озера Изумрудного имеют охранную зону, установка палаток здесь запрещена. Туристы обычно останавливаются на берегу реки Снежной. По автодороге теперь можно проехать за шлагбаум, мимо туристической базы выше по течению реки еще около километра (раньше эта дорога была перегорожена бетонными блоками). На берегу реки много мест для стоянок. А если не пожалеть подвеску автомашины, то можно преодолеть один прижим с крупными камнями и проехать еще около 5–6 км вверх по долине в направлении пика Любви. По р. Снежной проходит административная граница между Иркутской областью и Республикой Бурятией. По долине этой реки проходит тропа к популярным среди туристов Соболиным озерам.

 

ХАМАР-ДАБАН

Хамар-Дабан представляет собой систему горных массивов шириной от 40 до 90 км с округлыми формами вершин без резко выраженного гребня. Гольцы лишены растительности и достигают высоты 2000–2300 м над уровнем моря. Максимальная высота хребта – 2371 м (гора Хан-Ула). Горная цепь тянется вдоль юго-восточного берега Байкала на 350 км. Горы круто обрываются к озеру и являются естественной преградой для воздушных потоков, переносимых через Байкал. Осадков здесь выпадает больше, чем на смежных пространствах Сибири. Влажный климат способствует разнообразию горно-таежной растительности. В долинах рек встречаются лужайки гигантского высокотравья – высотой до 1,5 м, иногда даже скрывающие полностью взрослого человека. На территории Байкальского заповедника выявлены реликтовые формы неогенового периода (тополь душистый, анемона байкальская), эндемики (мятник иркутский и др.), а также редкие и находящиеся на грани исчезновения животные и растения. В заповеднике обитает 37 видов млекопитающих и 260 видов птиц. Произрастает свыше 300 видов растений, из них 124 – редкие, занесенные в Красные книги, и эндемичные. 40 % позвоночных и беспозвоночных животных, обитающих в зоне заповедника, занесены в Красные книги России и Иркутской области.Основные реки – Утулик, Хара-Мурин, Снежная, Безымянная, Солзан, а также Бабха, Харлахта и Лангатуй. Туристские маршруты тяготеют к тропам по долинам рек и вдоль хребтов, разделяющих долины рек, причем наиболее популярной является Хамар-Дабанская дорога, а также Игумновский почтовый тракт, выходящий в верховьях реки Снежной на Хамар-Дабанскую дорогу.

РЕКА УТУЛИК.

 одна из наиболее известных среди туристов рек Хамар-Дабана. Популярна у водников, прохождение Утулика является походом 3-й категории сложности (протяженность пешей части – 38 км, протяженность сплава – 55 км, продолжительность – 5–6 дней, сезонность июнь—август). Долина реки стиснута скалами и делает крайне затруднительными пешие выходы с водного маршрута. Сложные пороги нижнего течения многие годы были ареной соревнований туристов-водников самого высокого уровня. Общая длина – около 82 км, площадь водосбора – 959 км2. Среднегодовой расход в устье составляет 16,9 м3/c, наибольший расход в летние месяцы достигает 46 м3/c. На участке среднего течения долина Утулика практически непроходима в летнее время из-за многочисленных скальных выходов и каньонов. Пройти вверх по тропе вдоль реки можно примерно на 5 км. На участке верхнего течения долина реки расширяется, и здесь к реке Утулику по долине реки Спусковой выходит Хамар-Дабанская дорога. Выше реки Спусковой тропа переходит с одного берега на другой, минует остатки геологической базы прииска «Утулик» и выходит к перевалу Дабан-Утуликскому. В зимний период движение возможно по замерзшему руслу реки. Наиболее популярным является лыжный маршрут вверх по реке Слюдянке, через перевал Чертовы Ворота и вниз по рекам Спусковой и Утулику.

ИЗ КНИГИ А.Д. КАЛИХМАНА, Т.П. САВЕНКОВОЙ. ПРИРОДНЫЙ ПАРК «УТУЛИК – БАБХА»: «Выше границы леса тропа уходит в долину ручья Посетительского, притока реки Подкомарной, а налево заметный нахоженный отворот в сторону пика Черского, где с округлой предвершины хорошо виден путь по гребню к пику. От Посетительского ручья подъем на плато и по заболоченной тропе, пересекающей несколько ручьев, а за последним распадком слева и заболоченным участком открывается вид на седловину перевала Чертовы Ворота и правее на заросшее травой озеро Чертово. С перевала в долину реки Спусковой тропа круто сходит серпантином, а дальше в зоне леса приходится преодолевать около 10 бродов, несколько заболоченных участков и много упавших деревьев. За километр до устья тропа раздваивается, одна – на правый берег и уходит вверх по долине Утулика, а другая по левому борту долины выходит на высокий берег Утулика. Ниже спуск к реке и удобное место для начала сплава. Здесь место брода через Утулик, где тропа продолжается по долине правого притока, реке Шубутую.Сплав по Утулику и его сложность зависят от уровня воды в реке, причем наиболее приемлемым является уровень средний или немного выше среднего. В малую воду открывается большое число камней и скал в русле, часто просто не оставляющих прохода для свободного сплава, а в большую воду основные препятствия становятся еще и опасными и требуют организации страховки. Следует знать, что в летнее время вода может подниматься на 1–1,5 м за 5—10 ч после продолжительных ливней, а спадать через 12–24 ч. Поэтому ожидание оптимального для сплава уровня воды является вполне логичным.Первые километры сплава позволяют на перекатах и шиверах познакомиться с рекой и уже через 10 км, перед приходящей справа рекой Рассохой, свободно преодолеть одноименный порог. Дальше берега становятся круче. После порога Раздельного, примерно через 2 км, порог Чижик, прохождение которого требует предварительного осмотра и страховки. После нескольких именных порогов на последующих 10 км запоминается порог Гротовый, где важно своевременно уйти в правую часть русла от навала воды в грот высоких левобережных скал. Ниже, после дюжины каменистых шивер, за длинным плесом русло загромождено огромными скалами. Это ориентир порога Мангутайского, где на участке 100 м вода падает на 6–8 м в сложных проходах между камнями. После длинной шиверы за порогом следует интересный порог Зев на длинном прямом участке со скальным сужением и сложной лавировкой в потоке.Приближение заметного левого притока, реки Сосновки, требует особого внимания. Впереди самое сложное препятствие на Утулике – порог Большой из двух водопадных ступеней с сильным навалом на левобережные скалы и характерной нависающей скалой. Осмотр порога удобен по правому берегу, но вход в первую ступень лучше в левой части русла. За Большим порогом на участке в 5 км следует полтора десятка коротких и мощных шивер, после которых на длинном левом повороте находится порог Малый, ограниченный высокой скальной левобережной стенкой и обширной валунной террасой правого берега. На входе в порог скальные обломки, и ниже – несколько крутых сливов. Именно здесь и на порогах ниже более 20 лет проходили соревнования туристов-водников в слаломе и скоростном спуске. За последним сложным порогом Малым пороги упрощаются – это Слив, Расческа, Прямоугольный. Сюда по тропам поднимаются снизу отдыхающие. Последний общий поворот русла на север вскоре приводит к автомобильному мосту через Утулик, где обычно и заканчивается маршрут».

РЕКА СНЕЖНАЯ.

самая крупная и многоводная из рек, стекающих с северного склона Хамар-Дабана. Общая длина – около 173 км, площадь водосбора – 3020 км2. Среднегодовой расход в устье составляет 53,4 м3/c, наибольший расход в летние месяцы достигает 110 м3/c. Для прохождения вдоль берегов доступны участки нижнего течения, а также частично среднего и верхнего течений. Путь от станции Выдрино по тропе вдоль правого берега обычно используется для походов на Соболиные озера, но выше р. Селенгинки тропа отсутствует. Вдоль левого берега Снежной от автомобильного моста идет асфальтированная дорога к туристической базе на Теплых озерах, далее за карьером дорога без покрытия становится хуже и после мостика через ручей Тальцы переходит в тропу. По ручью обычно туристы поднимаются к горе Пик. Далее по Снежной тропа идет вдоль невысокой береговой террасы до р. Чернушки, выше устья которой начинается каньон длиной более 5 км. Его проходят летом во время сплава туристы-водники либо лыжники – зимой.Выше устья крупного левого притока, реки Ара-Буректая, примерно через 4 км на реке Снежной находится грандиозный 12-метровый водопад, где в трех скальных желобах по 2—3-метровым уступам падает вся вода реки. Удивительно, что до сих пор водопад не отмечен ни в одном официально изданном атласе или на самой детальной географической карте, хотя это одно из самых удивительных природных явлений Хамар-Дабана.

ВОДОПАДЫ ХАМАР-ДАБАНА.

В стороне от автомобильных дорог, в труднодоступных горных ущельях Хамар-Дабана и Саян, есть уникальные места с отвесно падающей водой. Грохот воды здесь заглушает голос, в водяной взвеси парит радуга, а на девственных берегах с пышной растительностью нет следов присутствия человека. Падающие с многометровой высоты по скальным уступам мощные потоки завораживают, и не случайно самые знаменитые из водопадов причислены к памятникам природы, а их названия сравнимы со строками из поэмы: Сказка, Изумрудный, Серебряная лента, Грандиозный... Однако далеко не все из них широко известны – не ко всякому водопаду можно подъехать на машине, гораздо чаще приходится идти десятки километров по лесным тропам с рюкзаком и палаткой. Часть водопадов по-прежнему настолько труднодоступна, что их фотографий нет даже в Интернете. Тем не менее зрелище того стоит. Водопады относятся к тем редким природным явлениям, ради которых совершаются специальные путешествия. Для одних – чтобы соприкоснуться с чудом природы, для других – просто сфотографироваться на их фоне для семейного альбома. Притягательная сила водопадов, кроме эстетического наслаждения, усиливается сопровождающимся акустическим эффектом. Шум падающей воды успокаивает и расслабляет нервную систему человека – это загадка простой воды. Звук вспенивающейся и дробящейся при падении воды отражается от высоких скал и за счет резонанса усиливается в каньоне, поэтому шум водопада всегда индивидуален и слышен издалека. Среди большого количества существующих водопадов есть и свои знаменитости и любимцы публики.

ВОДОПАД СКАЗКА.

Находится в горах Хамар-Дабана на притоке р. Красной в озеро Соболиное, что в 22 км от Выдрино и в 2 км от самого озера. Тропа к Соболиным озерам проходит по правому берегу р. Снежной, но если взять надувную лодку, можно выиграть 6 км пути, оставив машину на левом берегу на охраняемой стоянке на Теплых озерах и переправиться на противоположный берег на лодке. Водопад находится в узком, мрачном и сыром ущелье, проход по которому осложнен крупными мокрыми камнями и несколькими бродами. Водопад эффектно, как из носика чайника, низвергается мощным 20-метровым потоком в сумеречное ущелье, и даже в полдень солнцем бывает освещена только верхняя его часть. Солнечный свет проникает сюда лишь на очень короткое время, и возникает та самая «сказка», благодаря которому водопад получил свое название: вся низвергающаяся вода вдруг наполняется серебристым свечением и словно оживает в тумане из мельчайших брызг. Выше водопада Сказка есть еще один водопад – Борода, название которого произошло от дробления на мелкие ручейки падающей на крупный камень струи.

ВОДОПАД ГРОХОТУН.

Находится на правом притоке р. Селенгинки, реке Громотухе. Река Селенгинка вытекает из Соболиного озера и впадает в реку Снежную. Из пяти водопадов на р. Громотухе самый популярный и эффектный – 8-метровый первый, самый нижний. От р. Снежной до него идти полчаса (1,5 км) по тропе и мокрым камням ущелья. Второй водопад, расположенный выше, имеет высоту около 2 м.

ВОДОПАД НА ОСИНОВКЕ.

Недалеко от пос. Танхой, на р. Осиновке, находится небольшой живописный водопад высотой около 4,5 м, который можно посетить за один день без ночевки в палатке. Экскурсия на него занимает около 4 часов по тропе, проходящей среди высоких трав и папоротников по левому берегу реки. Начинается тропа в 3 км от поселка Танхоя, в месте, называемом Колбина поляна. В 2003 г. тропа в рамках проекта «Большая байкальская тропа» расчищена и стала значительно удобнее для пешеходных экскурсий, так что по ней теперь могут легко проходить дети.На Хамар-Дабане среди горных туристов популярны также труднодоступные водопады на реке Подкомарной. Из трех каскадов водопадов наиболее эффектен Центральный водопад, высотой около 25 м, в обрамлении густых зарослей золотистого альпийского рододендрона. Менее известен удаленный от троп водопад на притоке Серебрянки в р. Хара-Мурин. Этот водопад значительно выше и мощнее водопадов Сказка и Грохотун, но для его посещения нужно совершить настоящее многодневное путешествие.

РЕКА ЛАНГАТУЙ.

 

одна из ключевых рек на туристской карте Центрального Хамар-Дабана, идет почти параллельно долине Хара-Мурина, отделяясь от него узким водораздельным хребтом. Общая длина – около 32 км, расход воды в устье в летние месяцы составляет 15 м3/c. С рекой связан путь через Хамар-Дабан, проложенный в 40-х гг. XIX в. по инициативе и на средства известного кяхтинского купца Н.М. Игумнова. Игумновский почтовый тракт действовал несколько десятилетий, но сейчас проследить его удается не на всем протяжении реки. От поселка Мурино проселочная дорога поднимается по правобережной террасе Лангатуя, минуя на удалении место впадения в Хара-Мурин, переходит через 4 км в тропу и спускается к реке. Временами тяжелая тропа несколько раз проходит с одного берега на другой, хотя в низкую и среднюю воду брод простой. Выше границы леса открывается вид на Лангатуйское озеро, откуда река берет начало.

 

 

 

 

 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку